Подходит к концу открытое обсуждение Концепции развития здравоохранения в РФ до 2020 года. Разработанный Минздравсоцразвития документ выделяется из ряда популярных ныне концептуальных произведений на тему «Как мы хорошо будем жить через десять лет». Во-первых, его без преувеличения можно назвать основополагающим: если поставленные в нем цели (прирост населения и продление трудоспособного возраста россиян) окажутся недостижимыми, то некому будет воплощать в жизнь остальные планы-2020.
Во-вторых, концепция сильно напоминает продукт «второй свежести». Правительство не первый год упражняется в перестройке, реформировании, модернизации системы отечественного здравоохранения. Если быть точным, уже шестнадцатый год – с момента создания в 1993 году системы обязательного медицинского страхования (ОМС). С тех пор каждые три-четыре года правительство придумывало что-нибудь новенькое, должное оздоровить хилую российскую медицину, – то ежегодно принимало программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, то вводило подушевое нормативное финансирование в ОМС. Программные документы также имели место: в 1997 году принята Концепция развития здравоохранения РФ, которая совпадала с нынешней не только по названию. Она ставила перед собой примерно те же высокие цели и задачи и точно так же предусматривала развитие более экономной амбулаторно-поликлинической службы, сокращение коек в стационарах, введение в поликлиниках врачей общей практики и семейных врачей, уменьшение численности врачей и медицинских сестер. Когда семь лет спустя стало ясно, что ни одна из целей не достигнута, на смену провалившейся концепции подоспел новый проект – программа повышения структурной эффективности системы здравоохранения. Безостановочная активность реформаторов осталась, однако, безрезультатной – со здоровьем у россиян дела обстоят из рук вон плохо. Сокращение численности населения Российской Федерации, начавшееся в 1992 году, продолжается. Продолжительность жизни, которая служит признанным индикатором качества жизни и здоровья населения, в России на 6,5 лет меньше, чем в «новых», и на 12,5 лет – чем в «старых» странах ЕС. Коэффициент смертности остается в 1,3 раза выше, чем в «новых», и в 1,5 раза выше, чем в «старых» странах ЕС. По коэффициенту смертности от болезней системы кровообращения (основная причина смерти россиян) мы демонстрируем едва ли не худшие показатели в мире. Ухудшение ситуации происходит на фоне сокращения числа лечебных учреждений, койко-мест в стационарах, дефицита врачей и медицинских сотрудников среднего звена. Причина провалов всех начинаний банальна: любые чудеса реформаторской акробатики бессмысленны в условиях нехватки денег. А их не хватает давно и хронически. Для сравнения: в так называемых развитых странах ежегодно в систему здравоохранения вливается от 5 до 10% ВВП. В России – от до 2,6 до 3,5% нашего скромного ВВП. No comments. Авторы новой концепции оптимистично обещают, что гарантии государства будут подкреплены более щедрым финансированием. Если в 2008 году минимальный подушевой норматив финансового обеспечения программы государственных гарантий составлял чуть более 5 тыс. рублей на человека в год, то в 2010−м он составит 9 тыс. 400 рублей, а в 2020−м – 30 тыс. 400 рублей (в ценах соответствующих лет). Однако цифры не убеждают. Может ли кто-нибудь с уверенностью заявить, что именно 30 тыс. на человека в год – та необходимая и достаточная сумма, которая позволит сполна обеспечить население бесплатной медицинской помощью? Никто не может – по той простой причине, что в стране нет медико-экономических стандартов практически ни по одному заболеванию (хотя о необходимости их разработки твердят уже лет десять). То есть не определено, какие диагностические и лечебные манипуляции предписаны в том или ином случае и сколько это может стоить. Возникает закономерный вопрос: каким же образом при отсутствии стандартов были просчитаны финансовые ориентиры концепции? А очень просто. Как рассказала журналу «Итоги» заместитель главы Минздравсоцразвития Вероника Скворцова, «расчеты основаны на реальной стоимости медицинских услуг, которыми воспользовалось в 2007 году работающее население. Оказалось, что тогда работодатели из единого социального налога заплатили 133 млрд рублей. Но наряду с этим большая сумма – 122,7 млрд – была выделена субъектами Российской Федерации на оказание помощи неработающему населению». Таким образом, продолжает Скворцова, сумма составила примерно 4% от совокупного фонда оплаты труда. Еще 1,1% разработчики заложили на выравнивание межрегиональных перекосов (а то сегодня подушевое финансирование в Якутии в полтора десятка раз выше, чем в бедном Дагестане). Дальше, видимо, прикинули прогнозное значение фонда оплаты труда в последующие годы, отсчитали 5,1%, разделили на планируемую численность населения и получили искомый результат. То есть опять те же грабли: государство определяет бюджет здравоохранения не исходя из нормативов современной доказательной медицины, а по принципу «сколько удастся собрать с работодателей». Кстати, от внимания математиков из Минсоцразвития ускользнули примерно 150 млрд рублей, потраченных россиянами в 2007 году на приобретение медицинских услуг – как за счет собственных средств, так и по программам добровольного медицинского страхования. Видимо, по умолчанию предполагается, что средний класс и «продвинутые» работодатели волей-неволей продолжат участвовать в софинансировании российского здравоохранения. Потому что бюджетных денег для бесплатного лечения всех россиян, как всегда, не хватит. А значит, многолетние эксперименты по превращению российской государственной медицины в «цивилизованную» продолжатся за рамками действия Концепции-2020.
Елена ДЕНИСЕНКО, заместитель главного редактора журнала «Эксперт Северо-Запад»
Вся пресса за 16 марта 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
23 июля 2025 г.

|
|
Газета.Ru, 23 июля 2025 г.
Большая часть москвичей не смогут получить выплату за упавшее дерево на авто, заявил эксперт

|
22 июля 2025 г.

|
|
Финмаркет, 22 июля 2025 г.
Чистая прибыль страховщиков РФ в 2025 году превзойдет на 20% рекорд 2024 года и превысит 600 млрд руб – прогноз НКР

|
|
Банки.ру, 22 июля 2025 г.
Автовладельцы начали обращаться в страховые компании за компенсациями после ливней

|
|
Лента.Ру, 22 июля 2025 г.
Сбер подтвердил соответствие компаний новым стандартам по ипотечному страхованию жизни

|
|
Деловой Казахстан, 22 июля 2025 г.
Реформа ОСМС: В Казахстане изменились взносы и тарифы на лечение

|
|
МК в Запорожье, 22 июля 2025 г.
Жители Запорожья получают бесплатное лечение в ведущих клиниках России

|
|
Москва FM, 22 июля 2025 г.
Москвичи смогут поехать по «Синей карте» в Китай

|
|
Адвокатская газета, 22 июля 2025 г.
ВС разобрался в деле об изменении процентной ставки по кредиту при смене страховщика

|
|
Российская газета, 22 июля 2025 г.
Год активного солнца

|
|
ПРАЙМ, 22 июля 2025 г.
Страховщики РФ в 2024 г показали рекорд по ряду показателей, главное – удержать темп – НКР

|
|
zakon.kz, 22 июля 2025 г.
Лечение в Казахстане подорожает: Минздрав анонсировал рост тарифов на медуслуги

|
|
ТАСС, 22 июля 2025 г.
Существует потенциальная возможность присоединения к «Синей карте» Китая и Монголии – РСА

|
|
Интерфакс, 22 июля 2025 г.
Ростовская область ввела режим ЧС из-за засухи еще в двух районах

|
|
ТАСС, 22 июля 2025 г.
«Альфастрахование» выплатит более 15 млн руб. из-за массовых задержек и отмен авиарейсов

|
|
Frank Media, 22 июля 2025 г.
Страховщик «Сбера» уступил лидерство на рынке по прибыли «дочке» ЦБ

|
|
Ведомости-Ростов-на-Дону, 22 июля 2025 г.
Кубанские аграрии получили 1,3 млрд рублей страхового возмещения в 2025 году

|
|
cbr.ru, 22 июля 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
Остальные материалы за 22 июля 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|